И вот еще одна новость, которая прошла менее замеченная, но не менее важная. В конце прошедшего июля Бразилия и Китай совершили геоэкономический прорыв, подписав предварительное соглашение по строительству одного из самых амбициозных инфраструктурных проектов в мире – трансконтинентальной железной дороги "Ferrogrão" ("Зерновая железная дорога"), которая соединит Атлантический и Тихий океаны через территорию Южной Америки. Весь Проект оценивается свыше 70 млрд и соединит бразильский порт Ильеус (Атлантика) с перуанским портом Чанкай (Тихий океан), длина маршрута около 4,500 км.
Подписанное соглашение относится к первому участку, проходящему по территории Бразилли, его длина 933 км, оценочная стоимость - 6.9 млрд долл. На фоне объемов товарооборота между Бразилией и Китаем в 150 млрд в 2024 г. и общей суммы китайских инвестиций в Бразилию – 66 млрд долл с 2007 г. – эта цифра и проект не кажутся нереализуемыми. Тем более, что этот транспортный коридор является частью китайской стратегии Belt and Road в Южной Америке и подписание соглашения рассматривается как стратегическая победа Китая. Проект гарантирует надежные поставки критически важных ресурсов и усиливает экономическое влияние Китая в Южной Америке.
Главная цель – радикально удешевить и ускорить экспорт бразильских сои, кукурузы, удобрений, металлов и минералов в Азию. Сейчас грузы идут долгим путем через южные бразильские порты или Панамский канал. Ж/д сократит логистические издержки на 30% и путь до Азии – на 1000 км, повысив конкурентоспособность Бразилии.
Это создаст первый прямой сухопутный транспортный коридор между океанами в северной части континента. Проект усиливает позиции Бразилии как регионального лидера и ее "стратегическое партнерство" с Китаем, что вызывает болезненное внимание со стороны США. Боливия и Перу также получат выгоды от транзита и развития портов, усиливая южноамериканскую интеграцию вне традиционного влияния Вашингтона.
Строительство, если проект согласуют со всеми сторонами, включая Боливию и Перу, начнется не раньше 2027-2028 гг. Полный ввод в эксплуатацию – к середине 2030-х, поскольку следующие участки дороги должны пройти через высокогорные Анды и потребует строительство мостов и туннелей.