7 октября Европейская комиссия объявила о долгожданной замене нынешней защитной системы для европейской сталелитейной промышленности, в рамках которой квоты беспошлинных тарифов сокращаются за счет использования уровней 2013 года в качестве ориентира, а тарифы после исчерпания их возможностей повышаются до 50 процентов, в соответствии с глобальными уровнями тарифов. Как ранее сообщал SteelOrbis, предложение также включает в себя правило «расплавить и разлить», которое подробно обсуждалось с момента его введения в «План действий по стали и металлам», согласно которому импорт будет подлежать проверке происхождения. За последние два дня европейские производители стали приветствовали новую структуру, в то время как некоторые другие стороны выразили свое недовольство или прямое неприятие.
Сталелитейная промышленность ЕС поддерживает новые защитные меры ЕС
Федерация стали Германии (WV Stahl) заявила, что новая структура является важным шагом в обеспечении честной конкуренции в торговле сталью в ЕС. «Запланированная система тарифных квот сбалансирована и создает крайне необходимую основу для справедливой конкуренции. Таким образом, ЕС укрепляет внутреннее производство стали и устраняет ключевые препятствия для инвестиций в декарбонизацию», - сказал Гуннар Грёблер, президент Немецкой федерации стали. По словам Грублера, новый механизм не изолирует европейский рынок, но защитит отечественное производство стали, не создавая при этом излишней нагрузки на обрабатывающую промышленность.
Ассоциация сталелитейщиков Испании UNESID также приветствовала изменение, заявив, что эта мера отвечает «давнему спросу со стороны сектора, который предупреждал о влиянии глобального избыточного производства и несправедливого импорта на жизнеспособность промышленности, занятость и устойчивость». Карола Эрмосо, генеральный директор UNESID, заявила: «Предложение Комиссии амбициозно и крайне необходимо. Оно восстанавливает основу для честной конкуренции, повышает загрузку производственных мощностей и обеспечивает стабильность и уверенность для инвестиций. Это важно для обеспечения будущего европейской стали и тысяч рабочих мест, которые от этого зависят».
Кроме того, профсоюз металлистов Германии IG Metall отметил что, хотя новая основа движется в правильном направлении, она должна быть реализована самое позднее к январю 2026 года и подкреплена стимулами роста и инвестиционными стимулами для борьбы с проблемой избыточных мощностей. Юрген Кернер, вице-председатель IG Metall, заявил, что «торговая политика сама по себе не является гарантией выживания европейской сталелитейной промышленности и рабочих мест, которые она создает», подчеркнув необходимость дополнительной поддержки со стороны производства экологически чистой стали и конкурентоспособных затрат на энергию.
Два базирующихся в ЕС производителя нержавеющей стали, а именно Aperam и Outokumpu, приветствовали предложение Европейской комиссии. Тим ди Мауло, генеральный директор Aperam, заявил, что новый план необходим для «выравнивания правил игры», и призвал к его скорейшей реализации. Оутокумпу, с другой стороны, отметил, что новая квота тоннажа будет лучше отражать текущие рыночные условия и что в систему должен быть встроен механизм обзора для оценки ее эффективности на основе рыночных данных и принятия корректирующих мер, где это необходимо. страны подвергли его некоторой критике, ссылаясь на ограниченный доступ к импортной продукции, которая не всегда доступна в Европе, и сокращение экспорта в ЕС, соответственно. Итальянская ассоциация дистрибьюторов Assofermet заявила, что новая система мер безопасности является «стальной ловушкой» для дистрибьюторов и производителей, в то время как Южная Корея, как ожидается, вступит в двусторонние консультации с ЕС для защиты цепочки поставок в свете изменений.
Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) отметила, что резкое снижение квот и удвоение тарифа за пределами квоты до 50 процентов приведет к существенно сократить возможности ослабления давления на европейском рынке за счет импорта. По мнению ACEA, принцип «расплавить и вылить» приведет к дальнейшему ограничению импорта и может привести к инфляционному эффекту. Сигрид де Врис, генеральный директор ACEA, признала необходимость таких мер для сталелитейного сектора, но подчеркнула, что новые правила могут быть слишком тяжелыми для пользователей стали.
Британская торговая ассоциация UK Steel назвала предлагаемую систему «разрушительной», поскольку объем экспорта британских сталелитейных компаний в ЕС, их самый важный рынок, может быть сильно сокращен. По данным UK Steel, рынок ЕС является местом назначения 78 процентов всего экспорта стали из Великобритании, общий объем которого в 2024 году составил 1,9 миллиона тонн. В связи с этим UK Steel призвала британское правительство отреагировать на новую структуру либо путем переговоров о преференциальном режиме, либо ужесточением собственной системы квот. «Это, пожалуй, самый крупный кризис, с которым когда-либо сталкивалась сталелитейная промышленность Великобритании. Правительство должно сделать все возможное, чтобы использовать наши торговые отношения с Европейским Союзом для обеспечения квот Великобритании, иначе она может столкнуться с катастрофой», — заявил Гарет Стейс, генеральный директор UK Steel.